#7 Николай 78 » 16.03.2016, 14:18
Вот решил проиллюстрировать краткую эволюцию танка т-34 для юных читателей, людей с дефицитом времени и прочих товарищей, которые хотя бы на уровне новичка разбираться в теме хотят, но сил на книги и обширные статьи не имеют.
Если будут замечания, я внесу поправки.
1 этап. Сперва (с 1940-го года) на Харьковском заводе делали раннюю т-34 с орудием л-11. Именно такую модель нам предоставила Звезда в самом начале. Машина эта отличается башней с одним большим люком с прибором наблюдения, прямоугольным люком на кормовом бронелисте, короткой специфичной пушкой и оригинальным люком и пиборами наблюдения мехвода. Всего с пушкой л-11 было выпущено около 450 танков. Это важно. Это всего 1,27 процента от выпущенных т-34-76. Даже не полтора.
2 этап. Короткая, непростая в эксплуатации и не очень дешевая пушка л-11 заменяется на пушку ф-34. С этой пушкой (не берем во внимание редкие вкрапления типа 57-мм) танк будет выпускаться до 1944 года включительно. Первые машины с этим орудием выпускались в аналогичной башне, что была у модели с л-11. Исчез только прибор наблюдения на люке башни. Позднее, башня тоже стала меняться, причем различия на разных заводах( к Харьковскому подключился уже Сталинградский, Тагильский, Сормовский) были достаточно существенные. Но в целом, это была башня одного типа - сварная или литая с одним большим люком и пушкой ф-34. Менялся и корпус. Из внешних очень заметных отличий (не берем во внимание траки, катки) - прямоугольный люк в кормовом листе в 1942-м стал круглым (кроме СТЗ), позднее изменилась установка курсового пулемета(маска), с 1942-го изменились приборы наблюдения мехвода (появились две "реснички"). Стоит отметить, что даже на корпусе т-34 с л-11, который выпустила Звезда, гораздо чаще встречалась башня с ф-34. В разы. Танки с пушкой ф-34 с одним большим тяжелым люком производили в 1941-м и 1942-м тысячами.
3 этап.
Башня-гайка. Пушка осталась ф-34, но у башни изменился размер и форма. Часть заводов по понятным причинам (Харьков и Сталинград) прекратили выпуск, часть - начали (ЧКЗ,Омск). Гайки были разные: штампованные, сварные, литые. Отличались они и по заводам. Общим было то, что люков стало два, заряжающий получил свой собственный. Гайки начали делать в 1942-м (не сразу) и прекратили в 1944-м (в связи с переходом на производство т-34-85). В 1943-м году на часть гаек начали ставить командирские башенки. Всего же гаек было выпущено между 20 и 30 тыс. штук. Сравните с 450 т-34 с л-11 Корпус гайки подходит для установки и поздних башен из второго этапа.
4 этап.
Переход к производству т-34-85. Там были свои нюансы с башнями, орудиями, масками. Этого я касаться пока не буду.
Как итог, хочу сказать, что новозеландцы БФ делают около 10 видов т-34, среди которых только 2 этапа несколько штук. Наш же производитель упорно не хочет добавить одну деталь чтобы продать народу тип машины, которую делали тысячами, на которой массово провоевали до середины войны и которая в заметных количествах встречалась до самого конца войны. Ну и хочу отметить, что выпуск т-34 с башней обр. 1941/42 года закрыл бы линейку этой машины от компании Звезда. От 1940 до 1945.
Последний раз редактировалось
Николай 78 16.03.2016, 21:19, всего редактировалось 1 раз.